Каждый спектакль — это полгода жизни

Каждый спектакль — это полгода жизни

Сауле Кур нравится ставить пьесы, в которых есть настоящие чувства. Скоро будет отмечаться День работника культуры и вслед за ним Международный день театра. Это ли не замечательный повод рассказать о талантливом режиссере народного коллектива театра-студии «Нарния» Дворца культуры автомобилестроителей Сауле Кур, тем более что ее последний спектакль «Снежная королева» прошел в Миассе с огромным успехом, собрав полный зал детей и взрослых. С чего же начинается театр Сауле Кур?  

saule

 

Технология будущего

Театр для меня начинается с хорошей команды. Я не представляю свой театральный коллектив, если в нем каждый сам по себе. В любительском театре у актеров нет ни зарплаты, ни степеней и званий. И для меня важно создать в коллективе теплую, доверительную атмосферу, — рассказывает Сауле. — Это очень важный момент. И технология будущего: не каждый сам за себя, а все на подхвате, друг другу помогают, что-то советуют. Кстати, когда смотришь театральные постановки различных коллективов, всегда видно, есть там сплоченная творческая команда или нет.

В театральной студии занимаются две группы: школьная и взрослая. В «Нарнии» все занятия-тренинги направлены на то, чтобы дети открывали свое сердце, чтобы они лучше чувствовали друг друга. И, наверное, поэтому столько ребят и взрослых ходят сюда заниматься, ведь порой в школе, в семье они ощущают недостаток общения. А здесь все как раз основывается на общении, на умении договариваться, учиться взаимодействовать друг с другом. И актерский, и режиссерский труд как раз направлен на то, чтобы понять психологию героя, его переживания, осмыслить, почему он так поступает или по-другому, «выстроить» это у себя в голове, «наладить» мостики от себя к другому актеру и реализовать потом все это на сцене. «Для меня очень важно гармоничное состояние человека — и актера, и зрителя. Это очень ценная штука, над этим стоит работать», — уверена режиссер.

 

Вечные истории

С момента открытия театральной студии в 2000 году «Нарния» ставит два-три новых спектакля в год. Как рождается тот или иной спектакль? «Всегда сложно, и это все режиссеры знают: весь прошлый опыт куда-то уходит: приходится каждый раз начинать заново, — говорит Сауле. — Мне очень нравится ставить спектакли, где есть хорошая история, понятная, человеческая, которая берет за живое, цепляет, где есть симпатичные герои. И получается, что если мне интересно с этим работать, интересно и актерам репетировать и интересно зрителям смотреть. Мне очень важны некие тонкие моменты, настоящие чувства, чтобы было что играть. Потому что когда все просто, надергано отовсюду, сляпано, там и играть нечего, не про что, там нет никакой глубины. И очень хорошо, что наш Дворец автомобилестроителей свои позиции не сдает. И мы каждый Новый год делаем для зрителей настоящую красивую сказку.

Сейчас создают много всевозможных и развлекательных, и познавательных программ для детей, но они не развивают душу. И есть вечные истории о любви и дружбе, о добре и зле. Это неподдельные вещи, они никуда не уходят из жизни человека, хотя мир меняется. И это интересно ставить, и на это не жалко тратить свою жизнь, потому что спектакль — это полгода жизни, не только моей, но и всего творческого коллектива. Могут и ночью прийти какие-то озарения, и на репетициях».

Меняется душа

Понимают ли зрители ту глубину, которую Сауле Кур вкладывает в каждый спектакль? Она уверена, что понимают, что чувствуют, и особенно это видно на спектаклях старшей группы. Режиссер вспоминает, как шел камерный спектакль «Приходи» по Чехову, премьера которого состоялась в прошлом году: «Мне очень нравится наблюдать за зрителями, когда мы их встречаем, рассаживаем. И как после спектакля они уходят совсем с другими лицами, с другими глазами. У актеров все то же самое. Я понимаю, что люди ненадолго вырываются из своей жизни и черпают на нашем спектакле что-то, чего у них до этого не было, и меняется душа. Это очень ценно».

Сауле Кур не делит зрительскую аудиторию на взрослых и детей, предпочитая делать спектакли, интересные для всех. Например, «Снежная королева» — произведение для семейного просмотра. Это одна из вечных историй о том, что Любовь способна растопить даже ледяное сердце. Ребенок в ней увидит свое, взрослый — свое, подросток — свое.

saule2Совершенству нет предела

У любительского коллектива «Нарния» очень высокий уровень, что он не раз доказывал на различных областных и всероссийских фестивалях и конкурсах, становясь лауреатом или победителем. А в 2008 году на Всероссийском фестивале «Волшебство театра» в Сочи постановка миасских артистов «Сказка о глупом мышонке» завоевала Гран-при. После этого коллектив стали приглашать и для участия в международных проектах. В частности, в проекте «Играем Чехова» спектакль «Медведь» показывали любительские театры из Англии, Литвы и России. Россию представлял миасский театр «Нарния».

Не жалко ли, что свой потенциал талантливый режиссер раскрывает в небольшом провинциальном городке, не тесны ли ей рамки театра-студии?

На эти вопросы Сауле Кур отвечает категорическим «нет»:

Миасс не маленький, в нем живет много интересных людей. И меня очень радует, что в городе на наши спектакли люди стали ходить, даже просят показать спектакль повторно, говорят, что не достались билеты… Это у нас в голове сидит комплекс: я из провинции. Я от него благополучно избавилась. Язык театра универсален, он стирает все границы. Мы с ребятами поездили по фестивалям, с которых возвращались и с победами, и с лауреатскими званиями. И поняли, что на самом деле это неважно, из какого ты города, маленького или большого, главное, чего ты достиг.

Не считать себя звездой

Как же в таком случае не «зазвездиться»? По словам режиссера, этот вопрос периодически возникает в коллективе. Многие, например, хотят сыграть главную роль, обижаются, если они не в спектакле. Приходится разговаривать, убеждать, делать два, три состава актеров, чтобы задействовать в постановке максимальное число участников.

Что же касается себя самой, то она не считает себя суперпрофессионалом, скромно говорит: есть кое-какой опыт и желание работать, и это главное. А совершенству ведь нет предела. На тех же фестивалях видела очень классные работы, где просто переставала оценивать спектакль с точки зрения режиссера, актера, а смотрела на сцену, как ребенок. И говорила себе: «Ух ты! А вот тут вообще!» И потому Сауле Кур знает, к чему стремиться.

 


ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Мария Гумерова:

— Мы творим новое, интересное для людей. Театр — это круто! А Сауле Джоновна — это просто человек терпения.

Алиса Тульчинская:

— За все время, что я провела в коллективе, ребята стали мне большой семьей.

Валерия Касьянова:

— Все дружные, берутся за дело вместе и в итоге делают его таким невыразимо прекрасным!

Анжелика Перетягина:

— Сауле Джоновна очень талантливый, творческий человек, и ведет себя не как взрослый, а как наша ровесница.

Никита Савиных:

— Благодаря занятиям в «Нарнии» и лично Сауле Джоновне я поступил в ГАКИ в бюджетную группу на специальность «артист театра и кино». Считаю, что это было божьим провидением — попасть в «Нарнию», я очень счастлив! Сюда возвращаюсь, как домой.


 

Весной зрителей ожидают две театральные премьеры в исполнении народного коллектива театра-студии «Нарния».

Будут показаны спектакль «Безымянная звезда» по пьесе драматурга Михаила Себастьяна и спектакль «Вверх по лестнице, идущей вниз» по роману писательницы Бел Кауфман.

Следите за рекламой и спешите посмотреть!

Яндекс.Метрика