Почему Миасский драматический театр не дожил до наших дней?

Почему Миасский драматический театр не дожил до наших дней?

С тем, что Миасс — город театральный, вряд ли кто поспорит. Драмкружки и студии, имеющие «свое лицо», есть практически во всех учреждениях культуры, и когда объявляется очередная премьера, залы в ДК не могут вместить всех желающих ее посмотреть.Столь живой и искренний интерес к театру — отнюдь не веяние нового века. Любовь миасцев к искусству Мельпомены насчитывает более сотни лет.

Ищем истоки

Признаюсь, я тоже неравнодушна к театру. И когда в одном из краеведческих сборников «Истоки»
нашла информацию о том, что в военные годы в Миассе был организован собственный театр, то очень порадовалась за земляков.

Порадовалась — и заинтересовалась: каким был миасский театр? какие пьесы ставил? кто играл
в нем? как долго существовал и почему закрылся?..

Погрузившись в тему, обнаружила много любопытного, и в первую очередь — то, что истоки интереса миасцев к театру уходят в дореволюционные и первые послереволюционные годы, когда роль театрального центра в городе играло бывшее управление золотопромышленной компании (ныне контора МНЗ).

«Публика прощала нам пробелы…»

С конца 1916 и всю первую половину 1917 года здесь выступал первый русский драматический кружок рабочих-­напилочников.

Активист рабочей самодеятельности Александр Тозиков вспоминал на страницах «Миасского рабочего» о забавном эпизоде, случившемся с ним во время показа гоголевской «Женитьбы»: «У девчат не получалась роль старухи­свахи. Руководитель кружка
Михаил Харитонов предложил стать свахой мне. На втором представлении получился конфуз. Расхваливая невесту перед женихами, я зацепился сарафаном за кресло,
и из­под платья показались военные зеленые брюки
и мужские сапоги!.. Зал долго грохотал от смеха. К счастью, публика тогда была непритязательная и прощала нам пробелы в игре».

Драмкружок просуществовал недолго и после контрреволюционного переворота в мае 1918 года распался.

Почему Миасский драматический театр не дожил до наших дней?

Драмкружок напилочников.  Возможно, именно эти люди играли в бывшем управлении золотопромышленной компании.

Общественность требует!

Но в душах земляков все-­таки зрела страстная мечта о настоящем драматическом театре. В 1934 году на отчетно­-перевыборных собраниях Миасского горсовета горожане не раз вносили предложения «построить драмтеатр или надстроить второй этаж над кино «Энергия».

В 1935 году идея театра проникла на страницы «Рабочей газеты» через письма рабкоров: «Общественность требует создать в Миассе театр, тем более, что и возможности имеются. Помещением для театра прекрасно может служить бывшая Петропавловская церковь!».

В наикратчайшие сроки

Казалось бы, неосуществимая и заведомо глупая идея — открыть профессиональный драмтеатр
в захолустном городишке!.. Но уже в марте 1936 года горисполком объявляет
об организации театра, готовит смету с учетом расходов на оборудование сцены, устройство гримерок для артистов, переброску труппы.

Утверждается двухмесячный репертуар (с условием использования в массовых сценах местных работников ТРАМа — театра рабочей молодежи). Директором театра назначают Михалева и обязывают его «в наикратчайшие сроки открыть театр» и «полностью обеспечить артистов квартирами в частном секторе».

Аншлаг на кассе, полон зал…

К середине марта «артисты открывающегося театра драмы и комедии съехались полностью и приступили
к работе над пьесой Погодина «Аристократы» в постановке Е. И. Прейса».

20 числа в «Энергии» состоялась долгожданная премьера, которая сопровождалась «аншлагом
на кассе, переполненным залом и той особой теплотой, с которой встречали зрители артистов, впервые выступающих в Миасском профессиональном театре».

«Рабочая газета», однако, смотрела на происходящее достаточно трезво. Одновременно с хвалебной рецензией на спектакль на ее страницах появляется заметка иного, тревожного плана, исподволь предвещающего судьбу провинциального театра.

«Зрительный зал не должен пустовать,— пишет журналист.— А угроза в этом направлении есть большая. Театр начал работу, а ни одна профсоюзная организация еще не забронировала за собой целевые спектакли, не откупила мест для стахановцев, не организовала продажи билетов на производстве. Плохо налажена и помощь театру. В результате мы имеем убого оборудованную сцену и безобразную постановку работы в раздевалке».

Каждую неделю — спектакль

Начиная с 20 марта в оформлении афиши «Рабочей газеты» происходит изменение, свидетельствующее о четком разделении двух видов искусства: в одной рамочке печатается то, что идет  в ТЕАТРЕ «Энергия», в другой — то, что демонстри­руется в КИНО «Энергия».

Конечно, и кино, и театр — это один и тот же зал, но фильмы в нем показывали в пять и семь часов вечера, а спектакли — в девять.Удивляет, что каждую неделю труппа успевала подготовить и показать новый спектакль: «Коварство и любовь» Шиллера, комедия «Я вас люблю», «Сердце в ремонте», «Мятеж»,
«Платон Кречет» и другие.

Не все они пользовались успехом (не хватало времени?). Комедия «Я вас люблю», например,
с треском провалилась, зато «Платон Кречет», по мнению журналиста В. Гравишкиса, взявшего на себя роль театрального обозревателя,— «одна из лучших постановок нашего театра». 1­2 мая театр дал, по всей видимости, свои последние спектакли, после чего афиша исчезла со страниц газеты.

Что произошло?.. Да ничего особенного: просто прошли два месяца, труппа выполнила свои обязательства, артисты разъехались по домам.

Почему Миасский драматический театр не дожил до наших дней?

30-е годы. Сцена из оперы «Аида» в исполнении оперного ансамбля «Миассзолото» (руководитель Софья Манн).

Ничего, кроме кино и клуба

В 1937 году в местной печати началось обсуждение вопроса, нужен ли Миассу оперный театр. Рабочие, служащие, интеллигенция — все настаивали на открытии театра, оперного или драматического. И снова
не обошли вниманием  Петропавловскую церковь. «Вношу предложение на месте Петропавловской церкви выстроить театр, использовав фундамент, кирпичи  и другие материалы ликвидируемой церкви»,— предлагал известный миасский геолог Николай Кураев.

Два года спустя (1939 год) вопрос об открытии театра  в Миассе поднимается вновь. В письме, опубликованном «Рабочей газетой» в начале января, работники напилочного завода (технический руководитель Гасленко, начальник плановой группы Суродин, старший нормировщик Пермяков, старший бухгалтер Засыпкин) заявляют: «В редком городе нашего Союза нет драматического или другого театра.
Но в Миассе, кроме кино «Энергия» и клуба имени Силкина, нет других мест для культурных развлечений. Миассу необходим постоянный театр или, в крайнем случае, надо пригласить профессиональную труппу артистов».

Увы, и этот «глас народа» услышан не был…

Продолжение следует…

На главном фото: Участники «Живой Театрализованной Газеты,»  станция Миасс.  1931 год.

Выделено памяти сервера: 13.23MB | MySQL запросов в базу: 80 | Страница создана за 0,232 sec.